Статьи
 

<  >



Полезная информация
  

Политическое просвещение как фактор   социального воспитания

 

 Жизнь общества, его развитие, в особенности на новых основаниях, требовала, как мы уже отметили, от каждого человека способности оценивать явления действительности, ориентироваться в них, выбирая правильные решения, выстраивая ценные для развития этого общества  отношения. 

 Необходимость для комсомольцев и пионеров разносторонних теоретических знаний  объяснялась тем, что без них невозможно было  развивать эти способности а, следовательно, и воспитывать устойчивые политические убеждения. Глубокие теоретические знания призваны были помочь правильно ориентироваться в сложных общественно-политических  идеях и ситуациях, ибо, как говорила Н.К. Крупская, 'Нет, вообще говоря, каких-нибудь лозунгов, верных для всех времен. Каждый лозунг имеет значение в той конкретной  исторической обстановке, в которой он выдвигается' .

Усиленное внимание к политическому просвещению объяснялось сложностью условий классовой борьбы, в которых происходило становление новой школы. Эти сложности усматривались в противостоянии появившегося зажиточного населения в городе и в деревне политическим идеям о строительстве социализма, в проявлениях среди не только пожилых людей, но и молодежи религиозных взглядов и суеверий, в политических и экономических сложностях, обусловленных враждебным отношением других государств. А.В. Луначарский писал, что школа в этих условиях должна быть активной, она должна служить 'источником пропаганды и агитации: она должна стремиться сорвать дело попа, убить религиозные предрассудки, чтобы бороться с властью какого-нибудь кулака, со всевозможными предрассудками, вплоть до эсеровских' . Бизнес образование

 Содержание политических бесед и докладов руководители партийного и комсомольского просвещения, педагоги требовали связывать с окружающей ребят жизнью, основываясь на конкретных примерах; показывать им в текущих, обыденных фактах проявление высших коммунистических идей. Высказывалось также требование связывать содержание политического просвещения (а оно проводилось вне школы) с материалом, изучаемым на уроках, чтобы создавать более полную картину реального мира во всех его связях и зависимостях, а также способствовать установлению связи обучения в школе с политикой Советского государства и практикой социалистического строительства.

В основу содержания политического просвещения подростков ставилось изучение специального курса 'политграмоты', в содержание которого включалось 'освещение не  только политических событий, но и вообще явлений современной общественной жизни в отличие от обществоведения, в которое входит главным образом история' . Поэтому наряду с анализом политических событий международного и внутреннего значения в него включалось и освещение хозяйственных, экономических, культурных явлений современности, чтобы ввести ребят в сложный и подчас противоречивый процесс социалистического строительства.

В период 1925-1927 гг. пионерская организация переживала кризис: большое число пионеров (иногда целые отряды) выходили из организации, объясняя это потерей  интереса к ее работе. Среди причин называлась и излишняя политизация, что отразилось и в документах указанного периода (партийных, правительственных, комсомольских). Анализируя причины кризисных явлений, Н.К. Крупская отмечала формализм, поверхностность политической работы, в результате чего у подростков нет достаточно глубокого понимания целей  самого детского и юношеского движения как политического, хотя оно является в большей степени именно политическим; нет у них и осознания целей и задач по строительству социализма: лозунг 'Дело рабочего класса доведем до конца!' они воспринимают формально. Разъясняя все это, указывает она, надо было показать, как эти цели  осуществляются в жизни. Только в таком случае дело коммунизма можно было сделать близким и дорогим для ребят. Без такого отношения к этой идее трудно было ожидать самоотверженности, жертвенности, столь неизбежных и в значительной степени необходимых в процессе ее осуществления.

Во второй половине 20-х годов пионерская организация начинает работать с детьми, подросшими в новых общественно-политических и общественно-экономических условиях.   Они не имели той естественной ненависти и стремления к борьбе, которые были у старших, так как  не испытали тех лишений, не знали старых условий борьбы, а потому, не имели классового пролетарского самосознания, считавшегося чрезвычайно важным для социалистической личности качеством. Необходимость его формирования   у поколения подростков, выросших при социализме, потребовала специальной воспитательной работы и, в частности, включения в содержание политического просвещения истории партии, истории рабочего и молодежного движения.

.Важным фактором воспитания у детей социалистического общественного сознания было привлечение их к строительству новой школы. Именно  на этом, как считалось, наиболее близком и понятном детям  материале можно было показать суть  и задачи борьбы пролетариата. В 1924 году, в период острой борьбы за новую школу, Н.К. Крупская считала очень важным в процессе политического просвещения объяснять ребятам разницу между старой и новой школой, чтобы показать не просто недостатки, а вред старой школы как сословно-классовой, пренебрегавшей детьми рабочих и крестьян, и преимущества новой, единой для всех, тесно связанной с жизнью страны и детей. Можно сказать, что это сопоставление в пользу новой школы должно было продемонстрировать заботу партии и государства о детях и вызвать у них и чувство благодарности, признательности и осознание своего долга перед ними.

Отмечая возросший уровень общего образования комсомольцев и пионеров в середине рассматриваемого периода, Н.К. Крупская и А.В. Луначарский предлагали повысить теоретический уровень содержания политического просвещения, все больше включая в него изучение произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, директивных документов партии и правительства, комсомола. Это увеличение объема знаний и их усложнение, в   конце концов, и привели к кризису, о котором только что было сказано.  Указания о том, что формы и методы политического просвещения учащихся должны быть разнообразными (доклады, лекции, беседы, встречи с участниками революционных событий, экскурсии, работа с периодической печатью, чтение художественной литературы, участие в революционных праздниках и другие), практически не выполнялись. Опасность представляло частое использование какой-то одной формы или метода, потому что у подростков и молодежи, в силу их психологических особенностей, терялся интерес не только к данной форме, но и  формировалось негативное отношение к политическому просвещению вообще, что все-таки и произошло в 25-27гг. Основной причиной можно считать психолого-педагогическую неподготовленность организаторов политического просвещения.

Значительное место в воспитании начинала занимать периодическая печать. Воспитательную ценность газеты и ее назначение Н.К. Крупская видела в том, чтобы своим содержанием она способствовала развитию у ребят умения всматриваться в отношения между людьми, пониманию их, формированию убеждений и привычки защищать их, умения претворять слова в дела.

Требования к направленности и содержанию печатных изданий для подростков формулировались на основе   ленинских высказываний о характере партийной печати, но педагоги конкретизировали их применительно к возрастным особенностям пионеров и комсомольцев-школьников. Важнейшими  из этих требований были: конкретность содержания, образность и эмоциональность изложения, освещение процессов строительства социализма на близких ребятам примерах и одновременное ознакомление их с общественными явлениями в масштабе страны, расширение кругозора ребят на материалах жизни и борьбы мирового пролетариата, развития детского и юношеского международного движения.

Очень актуальным был в эти годы вопрос о детской литературе. Детская книга должна была давать реалистическое представление об окружающем мире, учить понимать происходящее. В конце 20-х годов, например, за нереалистичность подвергаются  резкой критике многие произведения К. Чуковского ('Чудо-дерево', 'Краденое солнце' и др.). Высказывались суждения о том, что детская литература обязательно должна быть наполнена  предельно яркими положительными образами и примерами, чтобы они вызывали у детей желание подражать им как героям.

Огромное значение начинает в эти годы придаваться воспитанию на революционных традициях партии, на примере жизни и деятельности известных революционеров и, в особенности, на примере жизни и деятельности В.И. Ленина, на основе изучения его произведений, и в особенности его речи на III съезде РКСМ (1920 год). В ней излагались основные задачи союзов молодежи России и направления работы по их реализации.

Н.К. Крупская стоит у истоков создания 'Ленинианы'. Ей принадлежит целый ряд произведений о нем, предназначенных для детей и юношества, методические указания учителям о  том, что и как рассказывать детям, чтобы пример жизни и деятельности В.И. Ленина стал важным фактором политического воспитания. Она призывала раскрывать детям смысл ленинских идей о строительстве социализма.

Кроме того, Н.К. Крупская писала, что детское чтение нужно правильно организовать, направить детские литературные интересы, научить  понимать книгу. Для этого она предлагала в библиотеках создавать кружки друзей книги, в задачу которых входила бы пропаганда, распространение книг среди ребят и взрослых. Инициаторами в этом деле должны были стать пионеры и комсомольцы.

В докладе на политпросветсекции V съезда РКСМ (1922г.) Н.К. Крупская подчеркнула  большое значение в воспитании человека социалистического общества такого средства как избрание идеала группы,  которому все стремились бы подражать; воспитание чувства святости знамени, чувства чести пионерского коллектива, верности Законам юных пионеров, Торжественному обещанию.